Башни из волос и другие «парикмахерские безумства»
В середине века прически начали расти вверх. Именно к этому времени относится раздраженное высказывание знаменитого французского моралиста Жана де Лабрюйер, в коем он сравнил женщину с рыбой, которую нужно мерить, не учитывая хвост и голову. Он имел в виду высокие прически и каблуки туфель, увеличивающие рост модниц.
Начиная с 60-х годов дамская прическа является сложным сооружением огромной высоты, возведение которого могло длиться не один час. Это было время парикмахерских безумств. Куаферы, соперничая друг с другом, наперегонки придумывали не только невиданные прически, но и неслыханные названия для них. Нам сейчас сложно представить себе, как можно соорудить на голове нечто, именующееся, например, «Бешеная собака», либо «Охотник в кустах».
Законодательницей мод становится королева Мария-Антуанетта, чьим придворным парикмахером является мэтр Леонар Отье, которого современники наградили прозвищем Боляр, т.е. «Великолепный».
Творения Боляра высоки настолько, что дамы производили странное впечатление – казалось, что их лица находятся где-то посередине тела. Высота некоторых причесок достигала метра, а то и более. На сооружение такой башни уходило не только много времени, но и большое количество помады, шпилек, украшений. Естественно, дамы старались сохранить прическу на как можно более долгий срок. Они даже спали, уложив голову на специальный подголовник, позволявший удерживать парикмахерский шедевр на весу, чтобы не разрушить или не помять.
Зачастую прически составляли одно целое с головными уборами. В их силуэтах находили отражение как настроение и тайные желания дам, так и события общественной жизни и достижения техники. Такое сооружение могло быть украшено бабочками в знак поиска кавалера, либо саркофагом, знаменующим скорбь по погибшей любви. На голове герцогини де Шартр в честь рождения сына Боляр соорудил целую сценку, которая изображала роскошную кормилицу, восседавшую с ребенком на руках. И подобное украшение не было редкостью – головы красавиц того времени венчали фрегаты, корзины с фруктами, крылья птиц, сценки из маленьких фигурок, сады из миниатюрных деревьев и т.д.
Конечно, собственных волос красавиц не хватало, и в ход шли конский волос, проволочные и деревянные каркасы, на которые крепились шиньоны, и другие ухищрения. Внутренний объем каркасов заполнялся батистом или тонкой бумагой.
Конец века – возвращение к скромности и естественности
К концу века прически становятся значительно ниже, приобретают более скромный и естественный вид. Из моды выходят пудра и обилие всевозможных украшений. Головки прелестниц украшают завитые волосы и муслиновые ленты. Королева Франции изобретает прическу «Анфан» (фр. «дитя») с крупными локонами и плоским шиньоном на затылке.
В последние годы французской монархии модными становятся низкие прически небольшого объема и высоты. Одна из таких причесок – «Щетка», вошедшая в моду в 1786 году. Она отличалась длинной петлей из волос или ленты, сделанной сзади.
Французская революция, приведшая к свержению монархии, привела также к упрощению и демократизации парикмахерской моды.